Mail.Ru Group, Магнит: кооперация эффективнее конкуренции. Good Time to Market

Магнит и Delivery Club (СП Mail.Ru и Сбербанка) запустили экспресс-доставку продуктов

Пользователям приложения Delivery Club до конца года станет доступна доставка во все районы Москвы, Санкт-Петербурга и в 15 крупных городах России. В Москве пользователям Delivery Club доступны для заказа около 5 тыс. товарных позиций Магнита. Сотрудничество позволит обеим компаниями сделать серьезный шаг в конкуренции с другими игроками, значительно выиграть время для выхода на региональные рынки, помимо дополнительной выручки, получить синергию на уровне операционных и капитальных затрат.

Win-Win situation

Магнит — крупнейший ретейлер по числу магазинов в России: 20,894 тыс. магазинов, включая 14,581 тыс. магазинов «у дома». Одна из лучших логистических систем и сетей в ретейле (Магнит) будут усилены крупнейшим сервисом такси и курьерской доставки, цифровыми технологиями и доступом к подавляющему числу пользователей интернета в России (Mail). Delivery Club будет заниматься доставкой и собирать заказы в магазинах. Позднее сборка отойдет ретейлеру. Речь при этом идет о значительном количестве SKUs. Стоит отметить, что X5 делает акцент на доставке за 60 минут, в то время как Delivery Club вместе с Магнитом анонсировали доставку за 30–45 минут. Сотрудничество позволит компаниям выиграть время на доработку недостающих компонентов бизнеса. Кооперация необязательно отменяет планы собственного развития eCommerce и доставки каждой из компаний в долгосрочной перспективе, но, как минимум, позволяет начать получать выручку раньше, сэкономить на развертывании сети и развитии собственных цифровых продуктов, наработать экспертизу в новых областях.

Операционно, возможно, самое дальновидное решение в секторе

Большое количество игроков рынка eСommerce может снизить доходность инвестиций. Выиграют игроки, которые предоставят наиболее широкий спектр товаров (включая и непищевой ретейл), будут обладать эффективным каналом взаимодействия с потребителем (посредством online) и смогут достичь максимального эффекта от масштаба в плане операционных и капитальных затрат. Кооперация, возможно, правильное долгосрочное решение, которое позволит новому рынку избежать «детских болезней»: излишней ценовой конкуренции, дублирования инвестиций в логистическую инфраструктуру, ИТ, маркетинг. Появляется перспектива нового бизнеса с сохранением отраслевой специализации игроков.

Карантин ускорил развитие рынка, конкуренция усилилась. Время играет большую роль

За последние несколько месяцев на фоне карантина существенно выросла востребованность продуктовых онлайн-магазинов. Традиционные и новые игроки — X5, Магнит, Детский мир, Ozon, Yandex, Mail — стали активнее развивать сегмент eСommerce, доставки. Яндекс недавно увеличил пакет в Yandex.Market и, вероятно, интенсифицирует развитие бизнеса. Китайская такси платформа DiDi запустила бизнес такси в России, не исключая выход в смежные сегменты. Детский мир на прошлой неделе представил новую стратегию масштабной экспансии. На этом фоне кооперация Магнита и Mail выглядит своевременной и должна позволить компаниям остаться бенефициарами растущего нового рынка.

Бурно растущий рынок онлайн-торговли

По данным Data Insight, CAGR eCommerce в России в 2020-2024 гг. составит порядка 33%, при этом рынок ретейла вырастет более чем в три раза, eCommerce будет составлять около 19% от продаж против 6% в 2019 г. В 2020 г. оборот рынка российского eGrocery может достичь 130 млрд руб. против 35 млрд руб. в 2019 г., по оценкам Infoline.

Mail.Ru: комбинация положительных фундаментальных и технических факторов

На наш взгляд, новость является позитивной для Mail, хотя может пройти некоторое время, прежде чем рынок ее воспримет. Известно, что в перспективе Яндекс может выкупить долю Uber в Яндекс.Такси, что приведет к возможному IPO сервиса и кристаллизации стоимости этой части бизнеса. Нельзя исключать, что данной практике монетизации инвестиций в итоге последует и Mail. Компания продемонстрировала сильные результаты 2К20 в

условиях кризиса как в сегменте рекламы, так и в сегменте игр. Даже с учетом нормализации данный тренд, вероятно, сохранится и в 3К20. В дополнение, в ноябре ожидается включение акции Mail в индекс MSCI.

Магнит: максимальное быстрое вхождение в рынок eCommerсe

На наш взгляд, ретейлеры имеют возможность выиграть от развития eCommerсe, взаимодействуя сразу с несколькими игроками, зарабатывая на использовании своей инфраструктуры помимо собственного продукта доставки. Магнит запустил цифровую трансформацию в начале 2020 г. и объявил, о привлечении команды из онлайн-ретейлера Lamoda. Сотрудничество позволит значительно ускорить развитие.

Mail, Cбербанк: значительные и своевременные инвестиции в быстрорастущий рынок

СП в сфере транспорта и еды (online-to-offline) Сбербанка и Mail в августе получило от обеих сторон на равных условиях дополнительное финансирование в размере 12 млрд руб. После дополнительного финансирования Сбербанк и Mail сохранят равные доли в СП (по 45%). Инвестиции направят на расширение направлений и бизнесов, которые не входили в периметр сделки между Сбербанком и Mail на момент ее закрытия в декабре 2019 г. Среди них картографический сервис 2ГИС, сервис экспресс-доставки продуктов Самокат (75,6% консолидировано в мае). Менеджмент уверен в перспективах не только доставки еды из ресторанов, но и новых направлений — заказа продуктов питания и работающих только на доставку локальных кухонь и магазинов (dark kitchen и dark store), дополнительных сервисов транспорта (помимо традиционных услуг такси или каршеринга).

Магнит — фокус на операционную кооперацию?

До недавнего времени у Магнита не было крупных проектов в области eGrocery, пилотные проекты были запущены в 2020 г. лишь в Ростове и Волгограде. Магнит планирует запустить пилотный проект по собствен-ной доставке продуктов питания и начать тестировать формат eGrocery в ноябре 2020 г., также компания тестирует доставку товаров из аптек. Магнит планирует выйти в направ-ление ePharma к сентябрю текущего года. В планах компании — запуск омникальной платформы для заказов продуктов. Сейчас Магнит производит доставку продуктов благодаря партнерам. В центральном регионе доставку осуществляет iGooods, в Краснодарском крае — Broniboy. Также ретейлер тестирует экспресс-доставку с Яндекс.Лавкой в Москве и Pony Express в Ростове-на-Дону и Волгограде, поддерживая склады партнеров. Компания смо-жет занять лидирующие позиции в eCommerce в центральном регионе и в Южном округе, как благодаря сильной логистике Магнита, так и благодаря налаживанию партнерских отношений с проектами, в т.ч. с Delivery Club.

01.09.2020
Читать PDF
Читайте обзоры, аналитику рынков, инвест-идеи в нашем Telegram-канале