Мировой рынок

Мировой нефтяной рынок на прошедшей неделе продемонстрировал снижение цен.

Падение Brent и WTI составило немногим больше 5%.

Brent начал торги в понедельник на уровне 83,92$ за баррель, а закрыл — на уровне 79,23$ за баррель в пятницу.

Такие сильные колебания связаны с увеличением энергетических запасов в США и тем, что картель ОПЕК на прошедшей неделе снизил прогноз спроса на нефть на 2018 год на 80 тыс. баррелей в сутки — до 98,79 млн. б/с. Это на 1,54 млн. б/с больше показателя 2017 года.

В 2019 году по прогнозам картеля спрос на нефть в мире вырастет на 1,36 млн.б/с, что на 50 тыс. б/с меньше, чем ожидалось месяц назад. В результате ОПЕК ожидает, что в следующем году спрос на нефть составит 100,15 млн б/с.

Также в пятницу, 12 октября, Международное энергетическое агентство (МЭА) ухудшило собственный прогноз спроса. Прогноз на 2018 год был снижен на 100 тыс. баррелей в сутки — до 99,2 млн. б/с. А на 2019 год — на 300 тыс. б/с, до 100,5 млн. б/с.

Российский биржевой рынок

Индексы за прошедшую неделю перешли к росту. На прошедшей неделе сделки с бензином Аи95 подорожали (по национальному индексу) на 1,9%, с бензином Аи92 — на 1,2%, с зимним топливом — на 3,4%.

Ажиотаж сохраняется на НПЗ Комсомольска, Ачинска, Ангарска, Перми, Ухты из-за плановых работ по ремонту. Неудовлетворённый спрос покупатели частично перекрывают сделками на НПЗ Уфы, Салавата, Самары, что поддерживает напряженную обстановку в покупательской среде.

Базовые показатели, на которые реагируют биржевые цены, а это нефть, которая подешевела в течение недели на 5%, и курс рубля, который показал укрепление с 68 до 66 р/долл., сигнализируют о предстоящем снижении экспортных цен на российские нефтепродукты. Это показывают представленные диаграммы. Однако нет твёрдой уверенности в том, что пик пройден.

Помимо перечисленных внешних факторов главную роль в поведении биржевых цен играют объёмы товара, предлагаемого к реализации.

Нынешние объёмы реализации бензина сопоставимы с объёмами прошлого года, но, как мы видим, недостаточны для того, чтобы успокоить рынок.

Для того чтобы развернуть вектор к нисходящей траектории, необходимо нарастить ежедневный объём реализации с нынешних 15 тыс. тн. до как минимум 20 тыс. тн. По бензину Аи95 — с нынешних объёмов, около 7 тыс. тн., до 10-12 тыс. тн. в сессию. Аналогичную ситуацию можно наблюдать на диаграмме по бензину Аи92. Только такой прием ослабит давление цен.

Зерно

Котировки пшеницы на прошедшей неделе выросли после проверок Россельхознадзора.

Масштабные проверки погрузочных площадок зерна в южных портах, начатые Россельхознадзором на прошлой неделе, привели к росту цен на пшеницу из России. Котировки достигли $229–232 за тонну, обновив максимумы августа.

Движение цен вверх может сохраниться и в ближайшие месяцы, если останутся опасения по поводу перебоев с экспортом из-за действий регулятора.

Цены на российскую пшеницу (12,5% протеина) на прошлой неделе выросли на $3 — до $229 за тонну (FOB, глубоководные порты).

Поддержку ценам оказали действия Россельхознадзора, который начал массированные проверки портов по выполнению карантинных правил. На прошлой неделе регулятор сообщил, что работа около 30 компаний–владельцев погрузочных площадок зерна в Краснодарском крае и Ростовской области может быть приостановлена на срок до 90 дней.

Эти регионы — основные экспортеры зерна, отгрузки ведут 62 компании из девяти портов. С начала сезона ими было поставлено 14,19 млн. тонн.

В Россельхознадзоре озабочены санитарным состоянием мест отгрузки: в ходе проверок инспекторы обнаружили рассыпанное зерно, карантинную сорную растительность и др. Заявления регулятора трейдеры восприняли как очередную угрозу введения неформальных ограничений экспорта.

Эксперты считают, что нарушения в первую очередь нашлись в мелких портах на Дону. Часть компаний в будущем, вероятно, оштрафуют, деятельность некоторых могут приостановить.

«Тем не менее, новости о проверках Россельхознадзора уже сказались на мировых ценах», — отмечает господин Петриченко. В пятницу декабрьский контракт на пшеницу на Чикагской бирже торговался в районе $191 за тонну, что на 2% выше уровня предыдущей недели.

Субсидирование экспортных перевозок доказало свою эффективность, уверены в Минсельхозе.

Минсельхоз РФ предлагает в 2019 году возобновить субсидирование железнодорожных перевозок зерна на экспорт из отдаленных регионов России. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на министра сельского хозяйства РФ Дмитрия Патрушева.

Отдел аналитики
16.10.2018